Тенденции развития розничного бизнеса современного банка на примере Татфондбанка

15 октября 2012

Одним из крупных банков России является Татфондбанк. Банк предлагает весь комплекс банковских услуг. Основным вектором его деятельности на ближайшие годы определен розничный бизнес. // Ильдус Мингазетдинов, кандидат экономических наук, председатель совета директоров ОАО «АИКБ «Татфондбанк» «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», №36(177), сентябрь 2012 года

Совершенствование розничных банковских услуг является одной из важнейших позитивных тенденций развития современных российских банков. С одной стороны, розничный бизнес банков отражает уровень экономического развития страны, с другой стороны, розничный банковский бизнес сам способствует развитию экономики, предоставляя гражданам страны финансовые ресурсы в виде кредитов и принимая средства во вклады. Современный розничный банк – это финансовый гид, который предоставляет технологичные, но в то же время простые и понятные финансовые решения, постоянно развивается, предлагая новые и удобные сервисы и услуги.

Розничные банки России в настоящее время решают ряд сложных задач, связанных с развитием российского рынка розничных банковских услуг. К наиболее значимым задачам относятся: развитие системы персонального подхода к каждому клиенту, совершенствование дистанционных технологий управления финансами, предоставление комплекса финансовых услуг. Для выполнения этих задач в полном объеме необходимо всегда быть в тренде, быть современным.

Одним из крупных розничных банков России является Татфондбанк. Банк предлагает весь комплекс банковских услуг, как для частных, так и для корпоративных клиентов, но основным вектором деятельности банка на ближайшие годы Советом директоров банка определен розничный бизнес. В течение всего периода деятельности Татфондбанк ведет курс на укрепление своих позиций в банковской системе Российской Федерации, что нашло выражение в ряде достигнутых показателей, являющихся индикаторами для кредитной организации: росте активов, увеличении объема привлеченных средств физических и юридических лиц, кредитного портфеля, развитии региональной сети на территории России.

Укрепление конкурентных позиций банка основано на применении инновационных и качественных технологий в бизнесе, развитии территориальной инфраструктуры, банковских продуктов и безопасности.

За 9 месяцев 2012 года активы банка выросли на 17,3% и составили 98,3 млрд. рублей. В 2012 году банк увеличил уставный капитал на 17,8% до 8,6 млрд. рублей. Кредитный портфель банка вырос на 17%, составив 60,5 млрд. рублей. Объем привлеченных средств частных клиентов (вкладов и остатков на банковских картах) также вырос и на 1 октября 2012 года составил 36,5 млрд. рублей. С начала года банк эмитировал 87,9 тыс. новых банковских карт. Общее количество банковских карт Татфондбанка на 1 октября 2012 года составило 477 тысяч штук.

Кобрендовые продукты

Синтез брендов – это современный механизм, который дает синергетический эффект. Существует два направления интеграции брендов.

Во-первых, создание собственно кобрендового продукта. Инновационные подходы в сфере кредитования Татфондбанк реализует, например, в создании уникальных кобрендовых карт. Банк выпускает кредитные карты совместно с магазинами электроники и бытовой техники DOMO (с 2011 года) и ТЕХНО (с 2012 года), а также в 2012 году Татфондбанк запустил новый проект кобрендовых продуктов с продуктовым ритейлером и крупной сетью супермаркетов домашней еды «Бахетле» и федеральной сетью магазинов цифровой техники «Белый Ветер Цифровой».

Во-вторых, Татфондбанк работает над развитием единого мультибрендового поля лояльности – клуба клиентов, члены которого сотрудничают с партнерами банка. Для всех держателей пластиковых карт банка (как кредитных, так и дебетовых) в 2011 году был создан «Клуб ТФБ». Партнерами Клуба являются салоны красоты, рестораны, бары, салоны оптики, стоматологические клиники, аквапарки, туристические агентства, магазины одежды и многие другие компании. Сейчас в Клубе уже 150 организаций, до конца 2012 года планируется увеличить их количество до 200.

Татфондбанк ввел дополнительную систему поощрений клиентов и в 2011 году запустил еще одну программу – Cash back: при оплате с помощью кредитной карты банк возвращает на счет часть суммы каждой покупки.

Специально для сотрудников предприятий, получающих зарплату на пластиковую карту Татфондбанка, банк в 2011 году разработал тариф «Лучшая кредитка» по кредитным картам. Процентная ставка и стоимость обслуживания по нему – самая низкая среди других кредитных карт банка.

Есть в банке такое понятие, как «друзья банка». К ним относятся те, у кого имеется положительная кредитная история в Татфондбанке, а также те, кто имеет депозит в банке на определенную сумму. Если клиент соответствует этим требованиям, то для него процентная ставка по кредиту наличными будет ниже.

Дистанционное управление финансами

Современное решение для розничного банкинга должно обеспечивать автоматизацию всех стадий клиентского обслуживания. Это очень важно именно для розничного сегмента, поскольку клиент принимает решение на основе личных впечатлений о качестве и скорости обслуживания.

Банк развивает как продукты, так и технологические решения, которые позволяют повышать качество сервиса и экономить время клиентов. Например, многие клиенты банка пользуются Интернет-банком «Онлайн Партнер».

Интернет-банк - это сервис, предоставляющий клиентам возможность через Интернет получать актуальную информацию по банковским продуктам и управлять банковскими счетами. Преимущества «Онлайн Партнера» - это круглосуточный режим работы, экономия времени (клиенту не надо посещать банк). Если срочно понадобятся денежные средства, клиент в режиме онлайн может быстро перевести деньги с вклада на карту и воспользоваться ими: снять деньги в банкомате, либо оплатить услуги картой. С помощью «Онлайн Партнера» можно дистанционно оплачивать коммунальные услуги, товары, вносить платежи по кредиту, оплачивать сотовую связь и многое другое. Посредством Интернет-банка можно также существенно экономить, потому что комиссия за проведение операций ниже по сравнению с платой за проведение аналогичных операций в офисе банка.

Летом 2012 года Татфондбанк запустил приложение «SMS-Банк» для мобильных устройств на платформах iOS и Android, которое позволяет клиентам осуществлять банковские операции с мобильного устройства. У программ - понятный интерфейс, и они поддерживают основной функционал необходимых клиентам услуг. Бесплатные мобильные приложения «SMS-Банк» Татфондбанка для Android доступно к скачиванию в интернет-магазине программного обеспечения Google Play, а приложение для iOS - в магазине приложений App Store.

Одним из ключевых направлений развития дистанционных сервисов является развитие онлайн-заявок через Интернет-сайт. Сервис создан для упрощения и оптимизации работы с банком. Через сайт банка в Интернете можно оставить заявку на потребительский кредит, кредитную карту, автокредит или даже забронировать редкие коллекционные монеты. Банк реализует новые способы работы с клиентами и внедряет различные опции и в банкоматах сети.

Экспансия в регионы

Одним из важнейших условий развития современного розничного банка является активное развитие региональной сети. Успешный розничный банк развивает сеть точек продаж, через которые осуществляются массовые продажи стандартизированных банковских продуктов. Региональная экспансия - важный элемент роста отечественного банкинга.

Обширная филиальная сеть - одно из основных конкурентных преимуществ Татфондбанка. Региональная банковская структура на 1 октября 2012 года насчитывает 119 офисов, в том числе в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, Сургуте, Перми, Нижнем Новгороде и многих других городах России.

Татфондбанк намерен продолжить дальнейшую диверсификацию активов путем приоритетного развития розничного направления и активизации работы с малым и средним бизнесом, расширить территориальное присутствие в регионах России.

Премиальный сервис

Передовые розничные банки предоставляют клиентам премиальные сервисы. Татфондбанк тоже имеет в своем арсенале специальные продукты для VIP-клиентов.

Программы эксклюзивного финансового сервиса для VIP-клиентов банк запустил в 2011 году. Программы «Премиум класс» и «Бизнес класс» открывают клиентам широкие финансовые возможности и специальные привилегии по услугам.

Программы предоставляют возможность разместить личные средства на премиальных вкладах «Бизнес» и «Элит» в рублях, долларах или евро. Вклад «Бизнес» - это вклад с повышенной процентной ставкой, возможностью пополнения и частичного снятия. Вклад «Элит» - вклад с особо привлекательными условиями.

Также в рамках программ банк предлагает разместить денежные средства в драгоценные металлы – золото, серебро, платину или палладий. По выбору клиента банк может организовать и провести операции по обезличенным металлическим счетам. Здесь следует отметить, что услуга по размещению средств в драгоценные металлы доступна всем клиентам Татфондбанка.

Программы предусматривают особое обслуживание по доверительному управлению инвестиционным портфелем. Клиент участвует в обсуждении и выборе индивидуальной инвестиционной стратегии по управлению своим портфелем.

Банк предлагает VIP-клиентам также кредитные карты Visa Gold и MasterCard Gold с льготным периодом кредитования и пониженной процентной ставкой. Пакет «Премиум-класс» – это уже карта Platinum и дополнительные услуги, например, страхование рисков при выезде за рубеж. Плюс международная платежная система дает доступ к своему консьерж-сервису и тем преференциям, которые соответствуют «платиновой» карте.

В рамках программ банк предлагает индивидуальное сопровождение персонального менеджера, который поможет обеспечить оперативное и качественное решение финансовых вопросов. Персональный менеджер - это аналитик, который помогает ориентироваться в современном финансовом мире и, прежде всего, личный финансовый консультант клиента. Кроме того, еженедельно VIP-клиенты Татфондбанка получают отчеты - о рынке ценных бумаг, как сработали инструменты и т.д. Менеджеры стараются сделать так, чтобы клиент чувствовал эту заботу и понимал, что с его деньгами ничего не случится.

Сейчас наши клиенты воспринимают Татфондбанк как партнера, нацеленного на взаимовыгодные отношения.

Планы и перспективы

Татфондбанк намерен сохранить устойчивые темпы роста розничного бизнеса. В области кредитования приоритетными задачами останется активная работа по увеличению объемов кредитного портфеля и сохранение его высокого качества. Кредитные продукты Татфондбанк намерен адресовать главным образом надежным клиентам, в том числе, участникам зарплатных проектов, клиентам с положительной кредитной историей, сотрудникам бюджетных организаций и крупных компаний.

Ключевыми факторами роста розничного бизнеса станут:
  • повышение качества сервиса и развитие линейки розничных продуктов банка;
  • совершенствование бизнес-процессов, развитие дистанционных технологий;
  • расширение региональной сети банка;
  • расширение каналов продаж, совершенствование системы кросс-продаж;
  • развитие кобрендовых проектов;
  • внедрение передовых технологий и подходов в банковском бизнесе.
Одно из важных направлений развития розничного бизнеса – открытие офисов нового формата. Такие офисы банк уже открыл в ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге, Уфе, Набережных Челнах. Офисы нового формата – это современные офисы с большой площадью, в которых действует центр ипотечного и автокредитования, есть отдельные зоны обслуживания частных и корпоративных клиентов, комнаты для переговоров, специальная зона обслуживания VIP-клиентов, большой депозитарный сектор, конференц-зал, парковка.

Клиенты позитивно реагируют на все положительные изменения в работе Татфондбанка - банк стал более узнаваем, и это в первую очередь отражает качественный результат работы банка. Деятельность банка и в дальнейшем будет направлена на улучшение качества предоставляемых услуг, развитие региональной сети, внедрение инновационных подходов, сохранение и развитие партнерских взаимоотношений с клиентами.

P.S. Полная версия статьи опубликована в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» №36 (177).

Bankir.Ru



Предыдущая Назад Следующая